г. Москва,
Большая Филевская, 2
1919

Учреждение городской Станции скорой помощи

В 1919 году решением Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов в Москве была учреждена городская Станция скорой помощи (ныне — Станция скорой и неотложной помощи имени Пучкова) при Шереметевской больнице (ныне — Московский городской научно исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского). Приоритетом ее работы было признано оказание помощи при несчастных случаях на фабриках и заводах.

В распоряжении Станции был выделен всего один санитарный автомобиль. Штат станции составил 15 человек и включал таких специалистов как хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи. На должность заведующего станцией был приглашен Владимир Поморцов.

15 октября 1919 года врачом Леонидом Овосаповым был принят первый вызов.


Первый гараж скорой помощи

Автомобиль СМП Мосздравотдела

1920-е

Начало развития

В 1921 году в Москве был создан новый тип лечебно эвакуационной службы для борьбы с эпидемией брюшного тифа. Первоначально это был отдел перевозки больных при Мосгорздравотделе, затем был организован Центральный городской пункт перевозки больных (Центропункт), высылавший легковой транспорт к особо тяжелым больным.

В 1923 году произошло слияние городской Станции скорой помощи и Центропункта, руководителем образовавшейся в результате Московской станции скорой медицинской помощи стал доктор медицинских наук Александр Пучков.

В 1926 году при Московской станции скорой помощи впервые был организован дежурный пункт неотложной помощи для обслуживания внезапно заболевших на дому. В этих случаях к больным выезжали врачи на мотоциклах с колясками, позднее на машинах.

В 1927 году в структуре СМП был создан еще один вид неотложной помощи — психиатрический. Со станции высылалась машина с врачом психиатром к больным, находящимся в состоянии возбуждения, являющимся социально опасными для окружающих.

В первые годы существования Станция скорой медицинской помощи имела исключительно машины иностранных марок. Все они были изношены. В 1925 году было закуплено пять санитарных машин Мерседес 15/70/100 PS (Тур 400), через год еще три, затем санитарные автомобили марок Рено и Фиат.


Автомобиль скорой помощи Мерседес на выезде

К концу 1920-х годов Станция постепенно переходила на машины отечественных марок. В Мосздравотделе в то время насчитывалось уже 20 санитарных машин АМО.

На Станции круглосуточно дежурило 2-3 автомобиля. За год каждый из них совершал в среднем по 3,5-4 тысячи выездов.
1930-е

Открытие подстанций и расширение автопарка

В 1930-м году на территории 1-й Градской больницы была открыта первая подстанция скорой помощи. В последующие годы было открыто еще несколько подстанций.


4-я подстанция Скорой помощи на Брянской улице

Отечественная автомобильная промышленность в части сборки санитарного транспорта также получила большое развитие в этот период. Помимо уже выпускаемых в серийном производстве автомобилей АМО, было запущено проектирование и производство машин скорой помощи на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ), Московском автосборочном заводе имени (КИМ) и Заводе им. Лихачева (ЗИЛ).

В 1930-е годы в стране было выпущено несколько тысяч автомобилей санитарного транспорта различных модификаций и назначения.


Санитарный автомобиль на базе АМО-Ф-15

Санитарный автомобиль на базе ГАЗ-А

Санитарный фургон Горэвакопункта ГАЗ-АА/ММ

Санитарный автомобиль на базе лимузина ЗиС-101

В связи с этими улучшениями резко увеличился оборот машин в Москве. Автомобили скорой помощи появлялись на месте происшествия через 5-10 минут после вызова, в то время как раньше на это требовалось 20-30 минут и более.

Население города положительно оценивало расширение автопарка и открытие подстанций скорой помощи, ведь неважно, откуда выходила машина, главное, чтобы она прибывала быстро.
1940-е

Военные и послевоенные годы

В 1940 году количество подстанций скорой помощи в Москве достигло семи, включая центральную подстанцию.

В 1941 году предполагалось построить еще 2 подстанции, но планы были сорваны - началась Великая Отечественная война. К началу войны станция, вследствие блестяще организованной работы оказалась готовой к внезапно усложнившейся обстановке.

Сотрудники работали по двое-трое суток. Работники оперативного отдела по нескольку раз спускались в бомбоубежище, но Скорая ни на минуту не прекращала своей работы. Люди самоотверженно героически выполняли свой долг.

В 1944 году Станция Скорой помощи отметила свое 25-летие.

В первые послевоенные годы (с 1947 года) базовой машиной Скорой помощи стала ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110), созданная на заводе в тесном сотрудничестве с руководителями Московской станции скорой помощи А.С.Пучковым и А.М.Нечаевым с использованием накопленного в довоенные годы опыта.

Машина обладала хорошей амортизационной системой и обеспечивала быструю, атравматичную транспортировку.


ЗиС-110А у 1-й Градской Больницы

Занятия бригад в 1-м Коптельском переулке

1950-е

Возобновление развития

В 1950-х годах было возобновлено проектирование и строительство новых подстанций скорой помощи.

В 1956 году профессор Борис Кулешевский на XIV съезде терапевтов выдвинул идею создания специализированных бригад СМП, ставшую важным этапом в развитии отечественной системы скорой и неотложной помощи.

В 1957 году организовано введение двухсторонней радиосвязи выездных бригад с оперативным отделом, что значительно повысило эффективность и скорость реагирования.

В автопарке Станции скорой помощи также произошли позитивные изменения и на помощь ЗИСам пришли санитарные машины ГАЗ-12Б ЗИМ Горьковского автомобильного завода, которые можно было увидеть на улицах города уже с середины 1950-х годов.


Санитарный автомобиль ГАЗ-12Б ЗИМ

Загрузка носилок в ГАЗ-12Б ЗИМ
1960-е

Новые стандарты скорой медицинской помощи

В 1960-е годы помимо увеличения количества московских подстанций, были организованы специализированные бригады скорой помощи - кардиологическая, противошоковая, токсикологическая, неврологическая, педиатрическая, расширилось сотрудничество с ведущими клиниками Москвы и проведение совместной научной работы.

В 1962 году – врачом СМП А.В. Сергеевым и инженером Б.П. Горским сконструирован портативный аппарат ингаляционного наркоза для скорой помощи АН-8. В 60-е годы Старший фельдшер подстанции № 2 В.А. Косенков сконструировал медицинский ящик использующейся на оснащении бригад скорой более 30 лет.

Новое медицинское оборудование, используемое врачами на выездах скорой помощи требовало увеличения пространства в автомобиле, поэтому с начала 60-х годов в распоряжение Станции начали поступать новые санитарные автомобили ГАЗ-22Д и РАФ‑977И, которые будут широко распространены в следующее десятилетие.

Помимо обновления автомобилей СМП, в автопарк московской скорой были введены первые реанимобили ГЗА-651, оснащенные всем необходимым для проведения полноценных реанимационных действий на месте происшествия или по пути в больницу, а также специализированная машина СМП ЗИЛ-118А "Юность", которая обслуживала номенклатуру ЦК КПСС и Совмина.


Санитарный автомобиль ГАЗ-22Д

Санитарный автомобиль РАФ‑977И

Реанимобиль ГЗА-651

Специализированная СМП ЗИЛ-118А "Юность"

1970-е

Обновление парка автомобилей

1975 год - приказом Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома № 294 от 10.06.1975 Станции присвоено наименование «Станция скорой и неотложной медицинской помощи»

1978 год – построено и введено в эксплуатацию здание Центрального административного корпуса Станции по адресу:  1-й Коптельский переулок, д.3

Успех советского автомобилестроения в 1970-х годах сложно недооценить, ведь в этот период были созданы два самых массовых в производстве санитарных автомобиля - обновленный РАФ-22031 и ГАЗ-24-03 "Волга". 

Машины оказались настолько комфортными и надежными для своего времени, что их продолжали выпускать в различных модификациях на протяжении двадцати лет. Их можно было встретить практически в любом городе страны. Конечно же и на московской Станции скорой помощи эти автомобили составили основную часть автопарка.


Автомобиль СМП РАФ-22031
Санитарный автомобиль ГАЗ-24-03 "Волга"

1980-е

Улучшение организационной работы скорой помощи

80-е годы в жизни столичной Станции скорой помощи были посвящены улучшению организационных моментов, укреплению диспетчерской службы, оперативного отдела, вводом новых должностей.

Укрупнялись отделы связи, технического обслуживания. Создана службы ремонта.

В 1982 году решением исполкома Моссовета автобаза Станции скорой медицинской помощи была преобразована в Автокомбинат «Мосавтосантранс».
1990-е

Большие перемены

В 90-е годы начато невероятное по темпам строительство и ввод в эксплуатацию типовых подстанций скорой медицинской помощи.

Было открыто двадцать четыре подстанции: 5-я, 7-я, 8-я, 11-я, 13-я, 15-я, 20-я, 24-я, 25-я, 26-я, 27-я, 30-я, 40-я, 41-я, 42-я, 43-я, 44-я, 48-я, 49-я, 50-я, 51-я, 52-я, 53-я и 54-я.

Однако, с санитарными автомобилями в начале десятилетия вырисовывалась менее оптимистичная картина. С введением в России нового свода таможенных правил, приравнивающих продукцию латвийского завода РАФ к импортной, существенно осложнилась закупка выпускаемых им медицинских автомобилей для нужд отечественного здравоохранения.

И хотя запчасти для РАФов выпускались на Горьковском автозаводе, находящиеся на службе скорой помощи санитарные автомобили вследствие каждодневной эксплуатации вырабатывали свой ресурс полностью, а заменить их было нечем.

Практически все автомобильные заводы в середине 90-х годов пробовали создать автомобиль скорой помощи на базе УАЗ-3962, АЗЛК-2901 и даже пятидверной "Нивы", но увы все эти автомобили не могли выступить полноценной заменой «рафика».

Зато эту важную миссию смогла выполнить «Газель», на базе которой была создана соответствующая модификация. История повторилась: первым массовым санитарным автомобилем была горьковская «полуторка» ГАЗ-55, а на стыке веков именно ГАЗ-32214 стал так называемой линейной машиной, то есть основным служебным транспортом медиков.


Санитарный автомобиль ГАЗ-32214
2000-е

Обновление автопарка и улучшение взаимодействия

В 2000-х годах в московской скорой произошли качественные изменения - внедрена система автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления, которая позволила улучшить взаимодействие между бригадами и сократить время прибытия на место происшествия.

Также организованы посты скорой медицинской помощи на Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД) и наиболее аварийно-опасных участках магистралей города Москвы.

Автокомбинат получил в распоряжение новые модификации санитарных машин на базе автомобиля ГАЗ-2752 "Соболь", в том числе и реанимобили, оснащенные всем необходимым оборудованием, а также партию импортных автомобилей различного назначения.


Автомобиль СМП на базе ГАЗ-2752 "Соболь"

Реанимация на базе автомобиля ГАЗ-2752 "Соболь"

2010-е

Самая быстрая Скорая Помощь в мире

В 2010-х годах автопарк Предприятия пополнялся не только новыми моделями санитарных автомобилей ГАЗ, но и машинами импортного производства.

Эти машины помогли московским врачам стать самыми быстрыми в мире. Еще в 2010 году средняя скорость прибытия скорой в Москве составляла 12,8 минуты. После обновления автопарка к концу десятилетия, на экстренные вызовы московская скорая прибывает за 10 минут, а на ДТП - за 8 минут.

Организация пространства в реанимобилях вышла на новый уровень, в нем учтены все пожелания врачей. Реанимобиль теперь напоминает мобильный медкабинет-конструктор.


Импортные автомобили СМП

Оборудование реанимобиля

2024

Наши дни

В настоящее время Автокомбинат обеспечивает столичное здравоохранение медицинским транспортом, поддерживая высокий уровень и работоспособность подвижного состава, производит качественное техническое обслуживание и ремонт автотранспорта с соблюдением всех действующих норм.


Современные санитарные автомобили

Современные санитарные автомобили

Современные санитарные автомобили

Оборудование реанимобиля

Автопарк Предприятия насчитывает более 2500 автомобилей различного назначения, из которых более 1600 автомобилей скорой медицинской помощи.

Ежедневно около 1000 автомобилей скорой медицинской помощи выходят на линию для работы с врачебными бригадами.

В октябре 2024 года ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» исполнилось 105 лет!